Chrono Cross: The Radical Dreamers Edition | Обзор игры
Chrono Cross является чем-то вроде святого Грааля для поклонников ролевых игр — продолжение классической Chrono Trigger, вышедшее в 1999 году на оригинальной PlayStation, было доступно только в Японии и Северной Америке, и с тех пор его трудно найти. Недоступность игры, а также то, что она затмила безупречную репутацию своей предшественницы, привело к тому, что Chrono Cross осталась без внимания большинства игроков.
До сегодняшнего дня. Более двух десятилетий спустя Square Enix наконец-то сделала эту «потерянную» игру снова доступной, и на этот раз европейские геймеры наконец-то получили возможность поиграть. Chrono Cross рассказывает о молодом человеке по имени Серж, который поначалу жил идиллической жизнью в прибрежной рыбацкой деревушке, пока судьба не завлекла его в альтернативный мир, где он погиб десятилетием ранее. Встретив шумного вора по имени Кид, Серж оказывается втянутым в приключение, которое охватывает все реальности и затрагивает темы мести, судьбы и влияния человечества на окружающий мир.
С самого начала становится ясно, что Chrono Cross должна была быть больше и амбициознее Chrono Trigger практически во всех отношениях. Если в Chrono Trigger герои следовали по одной временной линии, перескакивая между различными эпохами, то в Cross история переплетается с альтернативными реальностями, причем действия, совершенные в одном мире, влияют на другой. Значительно расширенный список играбельных персонажей — всего 45 — набирается в разных измерениях.
Тем не менее, это стремление быть больше, лучше, смелее, больше, также отчасти виновато в том, что Chrono Cross не запомнилась так же хорошо, как Trigger — часто кажется, что она слишком старается. Его боевая система, хотя и остается пошаговой, использует довольно сложную систему «Элементов» — капсул, размещенных на сетке, уникальной для каждого персонажа, которая определяет специальные атаки, предметы и другие доступные им ходы — в сочетании с системой выносливости, которая контролирует, сколько ходов можно сделать за каждый ход. Кроме того, существуют типы стихий, в стиле покемонов, которые влияют на количество получаемого или наносимого урона, а также способы манипулирования стихиями на поле боя. Еще более запутанным является то, что ничего из этого никогда не объясняется игроку, и хотя некоторые могут оценить отсутствие подсказок, это, безусловно, делает игру менее доступной.
Еще одним аспектом, который может сдерживать игру, особенно для современных игроков, не испытывающих ностальгии по оригиналу, являются визуальные эффекты. Если замысловатый пиксельный арт Chrono Trigger выдержал воздействие эпохи, то 3D-модели Chrono Cross времен PS1, статичные фоны и предварительно отрендеренные сцены сделать более сложными для увековечивания не получилось. Ремастеринг, проведенный Square Enix, можно назвать скромным: модели персонажей более высокого разрешения, улучшенный арт персонажей для диалоговых окон и экранов состояния, а также обновленное форматирование текста. В результате игра, безусловно, может быть воспроизведена на современных экранах HD или 4K, но при этом выглядит как продукт своего времени. Однако для пуристов есть возможность пройти всю игру с оригинальными визуальными эффектами PS1, что на самом деле является хорошим способом сохранения игры.
Есть несколько механических уступок и настроек для современных игроков, а также обновления для экономии времени, которые стали обычными в других недавних портах классических RPG от Square Enix. Встречи теперь можно отключить, что позволяет игрокам исследовать области без регулярных сражений, а время можно ускорить для более быстрого прохождения. Эти опции необязательны, но они могут избавить от некоторой скуки в исследовании.
В комплект Radical Dreamers Edition также входит одноименное текстовое приключение, до сих пор доступное только в японском дополнении Satellaview для SNES. Первоначально выпущенная в 1996 году, Radical Dreamers: Le Trésor Interdit сейчас служит своего рода приквелом или первым наброском того, что стало полноценным Chrono Cross, с пересекающимися персонажами и похожими событиями, даже если эти две игры не могут сосуществовать в непрерывности. Это забавное любопытство, по сути, визуальная новелла в стиле «выбери сам», но, возможно, только для любителей завершить игру.
И все же, несмотря на то, что иногда ее сдерживают собственные амбиции и иногда пугающие масштабы, Chrono Cross остается восхитительной — настоящей скрытой жемчужиной ролевой игры, которая заслуживает большей любви и признания, чем ей позволили ранее ограниченные релизы. Легко потерять себя в обширном приключении Сержа и Кида, путешествуя по миру, и хотя ретро-визуальное оформление игры может сделать ее труднопродаваемой для игроков, не питающих особой любви к игре, она является вершиной как жанра, так и каталога Square Enix.
Игры
Нет игр для отображения